Музей ивановского ситца оцифровал больше 300 тканей и разместил сборник снимков в открытом доступе. Теперь можно изучить, какие ткани делали в Ивановской области в 18 и 19 веке. На сайте собраны узоры с 1710-х по 1930-е годы, к каждому снимку подобрана выдержка из истории той или иной фабрики: "Губернский механик Несытов в 1860 году писал: «На фабрике Зубкова я имел случай любоваться ручной набивкой ситцев, к коим для одного рисунка было приготовлено 12 разных досок, и все они так аккуратно и с такой верностью были сделаны, что искусный рисовальщик в состоянии лишь скопировать такой рисунок, набитый отлично подобранным колером… Относительно столь аккуратного исполнения набивки нигде во всей губернии нельзя встретить, как только на мануфактуре г-на Зубкова»." "Родоначальником шуйских фабрикантов Посылиных был Иван Максимович. В 1820 году была создана Мануфактура Степана Ивановича Посылина. Из отзыва с Первой выставки российских мануфактурных изделий в 1829 году: «Особенно же одобряют ситцы шуйских купцов Посылиных, сколько за прочность краски и доброту, а не менее того за умеренную их цену, потому что потребители сего изделия суть не богатый класс народа». В 1883 году предприятие было преобразовано в паевое Товарищество мануфактур Степана Посылина. Фабрика была известна платками. На рубеже XIX–XX веков на предприятии еще применялась ручная набивка рисунков." "В 1883 году фабрика преобразована в Товарищество мануфактур Степана Посылина. Предприятие производило ткани механическим способом, часть продавали без отделки, другую часть набивали ручным способом. До 1920-х годов на фабрике Посылиных сохранялась ручная набивка платков. Товар сбывался на крупных ярмарках — Нижегородской, Харьковской, Ирбитской. Ввиду устаревшей технологии с середины XIX века фабрика прекратила участвовать в промышленных выставках. Платок носила крестьянка села Муровкино Суздальского уезда Владимирской губернии Астафьева Анна Федоровна (1883–1975)." "Николай Некрасов в поэме «Кому на Руси жить хорошо» написал: «С тех пор как бабы начали Рядиться в ситцы красные, — Леса не подымаются, А хлеба хоть не сей! — Да в чем же ситцы красные Тут провинились, матушка? Ума не приложу! «А ситцы те французские — Собачьей кровью крашены! Ну… поняла теперь?» Окрашен этот платок вовсе не собачьей кровью, а французской мареной. Стоили такие платки дорого, но спрос был огромный." "Для получения тонких линий в манеру вставлялись латунные пластинки, а чтобы воспроизвести точки пико, манеру снабжали иголочками различной толщины. В первой половине XIX века в оформлении манеры было больше металла, чем дерева, а от мастера требовалось не столько владение искусством резьбы, сколько умение плести сканый узор, то есть резчик приобретал навыки мастера по металлу — чеканщика и ювелира." "Кубовые сарафанные ситцы стали своего рода классикой ивановской школы текстильного дизайна. Кубовыми тканями славились иваново-вознесенские фабрики Зубковых, Куваевых, Дербеневых. Широкая популярность синих кубовых тканей определялась не только их декоративными, но и практическими качествами, стойкостью при носке." http://textilemuseum.ru/ru/ #платки@russkij_kostjum #история@russkij_kostjum #русскийкостюм@russkij_kostjum #музеи@russkij_kostjum #НХП@russkij_kostjum #набойка@russkij_kostjum